Меню сайта |
|
|
Категории раздела |
|
|
Наш опрос |
|
|
Статистика |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
Форма входа |
|
|
|
Использование интерактивных методов обучения на уроках в начальной школе
| 11.08.2013, 19:58 |
«Использование интерактивных методов обучения на уроках в начальной школе как средство активизации познавательной деятельности обучающихся». Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество, не теряться в ситуации неопределенности, уметь налаживать эффективные коммуникации с разными людьми и при этом оставаться нравственным. Главная задача современной школы - это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школа должна подготовить выпускника, обладающего необходимым набором современных знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни. Основные требования к выпускнику начальной школы заключаются в следующем: • умение учиться, организовывать себя; • адекватная самооценка; • развитие учебной мотивации, интересов; • навыки сотрудничества со сверстниками; • умение добиваться успеха и правильно относиться к успехам и неудачам; • необходимый уровень развития познавательных процессов. Традиционное репродуктивное обучение, пассивная подчиненная роль ученика не могут решить такие задачи. Для их решения требуются новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса, активные и интерактивные методы обучения. Интерактивное обучение – это специальная форма организации образовательного процесса, суть которой состоит в совместной деятельности учащихся над освоением учебного материала по решению общих, но значимых для каждого проблем, в обмене знаниями, идеями, способами деятельности. Я считаю, что только применение интерактивных методов позволяет учителю создать условия для постановки целей и задач, требующих поиска и анализа различных решений; выбора различных способов деятельности для достижения результата ; для развития коммуникативных умений и навыков; развития таких важных социальных навыков, как быстрота и гибкость; для развития мышления при принятии решений. Интерактивные методы помогают сформировать критический подход к проблемам; уважение к чужому мнению, умение эффективно работать в группе, команде, более быстрой адаптации к новой ситуации, к новому коллективу, к изменяющимся условиям. Эти методы позволяют мне организовать учебный процесс так , что практически все учащиеся оказываются вовлечёнными в процесс познания, каждому учащемуся обеспечено посильное участие в решении проблем, в результате слабые обретают некоторую уверенность в собственных силах, сильные ощущают пользу, помогая товарищам понять материал. При этом я выступаю в роли организатора самостоятельной познавательной деятельности учащихся, компетентным консультантом и помощником, знания же учащиеся получают в результате своей активной познавательной деятельности. В процессе такой работы у учащихся формируются коммуникативные навыки, способность к сотрудничеству и взаимодействию, развивается критическое мышление, что является необходимым для их будущей профессиональной деятельности. С. Френе говорил: «Ребенок не устает от работы, которая отвечает его функциональным жизненным потребностям». Применяя интерактивные формы и методы обучения, я ставлю перед собой ряд важнейших образовательных целей: - стимулировать мотивацию и интерес в области изучаемых предметов и в общеобразовательном плане; - повышать уровень активности и самостоятельности обучаемых; - развивать навыки анализа, критичности мышления, взаимодействия, коммуникации; - изменение установок (на сотрудничество, эмпатию) и социальных ценностей; -саморазвитие и развитие благодаря активизации мыслительной деятельности и диалогическому взаимодействию с преподавателем и другими участниками образовательного процесса. В своей работе я использую такие интерактивные методы и формы обучения, как "Мозаика", "Займи позицию", "Микрофон", "Прима", "Ледокол", "Дерево решений", "Ковер идей", "Пустое кресло", «Понятийное колесо», "Мозговой штурм", "Незаконченное предложение", «Каждый учит каждого», «Оживи букву, слово», ролевые игры, проектную деятельность учащихся, и др. В системе я организую на уроках групповую работу с целью: научиться делиться своими идеями, сотрудничать и вырабатывать общую точку зрения не только с другом, но и с человеком, с которым не сложились отношения, т. е. учиться налаживать контакт и совместно создавать новые творческие идеи. Учащиеся с большим желанием общаются, творчески соревнуются в выполнении задач, выражают свои мысли, доказывают утверждения т.д. .Особенно им нравится метод «Дерево решений», который заключается в том, что класс делится на 3 или 4 группы с одинаковым количеством учеников. Каждая группа обсуждает вопрос и делает записи на своем «дереве», потом группы меняются местами и дописывают на деревьях соседей свои идеи. Затем в группах происходит обмен и взаимопроверка выполненных заданий. Метод «Шесть на шесть». Работа проходит в два этапа. На первом этапе каждая группа получает отдельное задание. В результате работы участники в группах получают новые знания и умения, при этом каждый из них готовится представить результаты работы своей группы участникам других групп. На втором этапе идёт смена групп таким образом, чтобы в каждой из новых групп были представители всех групп с первого этапа. Сначала каждый участник в новой группе представляет результаты работы своей группы с первого этапа, а потом вся группа вместе выполняет задания, используя знания или умения, полученные на первом этапе, т. е. рассматривают один вопрос с трёх позиций и вырабатывают общий вывод трёхстороннего сотрудничества. Работа в группах является наиболее комфортной формой организации учебного процесса. Работа в группах формирует у детей умения принимать общую цель, разделять обязанности, согласовывать способы достижения предложенной цели; соотносить свои действия с действиями партнера по совместной деятельности; принимать участие в сравнении цели и результата работы. Развитию связной речи, созданию целостной картины способствует интерактивный метод «Пазл», который помогает организовать работу в группе, совершенствовать навык чтения. Например ,на уроках литературного чтения я даю для работы в группе фрагменты текста на определенную тему. Из этих фрагментов каждая группа составляет текст. После того как все группы прочитают свои тексты вслух, прошу повторить тексты соседних групп. Это позволять не только развивать коммуникативные навыки работы в группе, но и стимулирует внимание, умение слушать и воспроизводить услышанное, повышает ответственность учащихся. Этот метод можно использовать при обучении подробному и краткому пересказу. Очень эффективным, интересным для ребят стал метод- дискуссия «Пустое кресло»,который развивает критическое мышление, учит аргументировать, задавать вопросы, активизирует большое количество участников, учит культуре дискуссии. На 3-4 стульях разложить мнения на поставленную проблему разных людей, записанных на альбомных листах бумаги и лист со знаком вопроса «?». Учащиеся знакомятся с разными мнениями и становятся у избранной точки зрения. Тот, кто имеет совершенно другое мнение, становится у знака «?». Каждая группа обсуждает выбранное мнение и выдвигает представителя для дискуссии. Все участники дискуссии сидят по кругу. Дискуссию начинают представители групп, которые сидят на стульях, стоящих друг против друга. Ведущий (учитель) ставит ещё один стул. Если кто-то другой хочет высказаться, то он садится в пустое кресло. В кресле можно сидеть одновременно только одну минуту. Как только учитель (ведущий) услышит то, что является самым важным, прекращает дискуссию. Умение общаться друг с другом, вести дискуссию дает возможность каждому ребенку пережить чувство сопричастности к совместному коллективному поиску истины. Умелая организация взаимодействия обучающихся на основе учебного материала становится мощным фактором повышения эффективности учебной деятельности в целом. Применение этих методов позволяет мне добиться того, что каждый ученик на уроке имеет возможность высказаться, создаются благоприятные условия для диалога, мыслительной деятельности. Они позволяют каждому учащему свободно выбирать, ощущать успех, проводить рефлексию собственной деятельности. Для развития познавательной мотивации, логического мышления использую метод «Сборщики». Группе или паре учащихся предлагается из отдельных слов собрать текст или правило. Для обобщения, закрепления, повторения изученного материала применяю метод «С мира по нитке». Учащимся предлагается написать по два-три предложения по теме урока, затем, объединившись в группы, ребята составляют рассказ, используя написанные предложения. Получившиеся рассказы представляют классу, выбирают наиболее полные и логически завершенные. Еще один интерактивный метод «Творческая мастерская» с большим успехом применяется мною на обобщающих уроках литературного чтения и окружающего мира. К уроку дети готовят рисунки, иллюстрации на заданную тему, пишут сочинения, стихи, рассказы, подбирают пословицы, на уроках труда изготавливают блокноты, книги необычных форм. Дается задание разделиться на группы, создать и презентовать групповой проект на заданную тему. Предварительно необходимо составить план размещения принесенного на урок материала, оформления титульного листа. На работу отводится 20 – 25 минут. По истечении этого времени каждая группа или ее представитель должны презентовать свой проект. В ходе практической деятельности учеников учебный кабинет превращается в настоящую творческую мастерскую. В конце урока появляются замечательные творения. Каждое решение уникально, выразительно. Научиться дружно работать в группах, прислушиваться к мнению товарищей, коллективно создавать замечательные работы (картины, газеты, книги) из собранных вместе материалов - главная Завершить урок, внеклассное мероприятие можно, применив такие методы, как «Ромашка», «Мухомор», «Мудрый совет», «Итоговый круг». Дети отрывают лепестки ромашки, по кругу передают разноцветные листы и т.д. и отвечают на главные вопросы, относящиеся к теме урока, мероприятия, записанные на обратной стороне. Эти методы помогают эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока. Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от учеников позволяет учителю скорректировать урок на будущее, цель этого урока. Вместо обыкновенной постановки вопроса я зачастую представляю ряд мнений. После этого учащиеся пытаются решить, какая из них ближе всего к их собственному. Цель такого типа задания – ознакомить учащихся с различными точками зрения и проблемами, связанными с данной темой, подводя их к тому, чтобы они вырабатывали собственное мнение. Применение в практике преподавания интерактивных методов обучения способствуют повышению эффективности урока. Даже самые пассивные учащиеся включаются в активную деятельность с огромным желанием, у них наблюдается развитие навыков оригинального мышления, творческого подхода к решаемым проблемам. Таким образом, интерактивное обучение формирует способность мыслить неординарно, по-своему видеть проблемную ситуацию, выход из нее; формирует умение обосновывать свои позиции, свои жизненные ценности. Именно интерактивное обучение развивает такие черты, как умение выслушивать иную точку зрения, умение сотрудничать, вступать в партнерское общение, проявляя при этом толерантность по отношению к своим оппонентам, необходимый такт, доброжелательность к участникам процесса совместного нахождения путей взаимопонимания, поиска истины. Главное, использование интерактивного метода помогает выполнить заказ общества, подготовить личность, способную самостоятельно мыслить и принимать решения. Использование этих методов в начальной школе позволит учащимся при переходе на вторую ступень общего среднего образования наиболее успешно и безболезненно пройти период адаптации и продолжить обучение в последующих звеньях системы образования.
|
Категория: Мои файлы | Добавил: н@тусеньк@
|
Просмотров: 3938 | Загрузок: 0
| Комментарии: 1
| Рейтинг: 0.0/0 |
|
|
Поиск |
|
|
|